15.3. Датировка Туринской ПлащаницыСтраница 1
В 1988 году большой резонанс получило сообщение о радиоуглеродной датировке знаменитой христианской святыни — Туринской Плащанице, рис. 53–55. Согласно традиционной версии, этот кусок ткани хранит на себе следы тела распятого Христа, якобы I век н. э. То есть возраст ткани составляет якобы около двух тысяч лет. ОДНАКО РАДИОУГЛЕРОДНОЕ ДАТИРОВАНИЕ ДАЛО СОВСЕМ ДРУГУЮ ДАТУ: ПРИМЕРНО XI–XIII ВЕКА Н.Э. Радиоуглеродный анализ был проведен в трех лабораториях — Оксфордского университета, Университета штата Аризона и швейцарского Института технологии (Цюрих) [769], с. 80.
Рис. 53. Фотография известной Туринской плащаницы. Взято из [358], с. 16–17
Рис. 54. Фрагмент Туринской Плащаницы. Взято из [46]. См. также [1055], с. 138, илл. 7.1 и [358], с. 16–17
Рис. 55. Негативное и позитивное изображения на Туринской плащанице. Взято из [358], с. 16–17
В специальной научной книге [1055] на основе радиоуглеродной датировки материала Туринской Плащаницы утверждается, что льняная ткань, из которого изготовлена Плащаница, произведена между 1050 и 1350 годами н. э. [1055], с 141. Авторы книги [1055] ссылаются при этом на радиоуглеродные анализы Плащаницы, сделанный в Оксфордской лаборатории [1055], с. 140. Лаборатории Аризоны и Цюриха дали более позднюю дату, а именно 1304 год, плюс-минус 31, и 1274 год, плюс-минус 27 [769], с. 82.
В нашей книге «Царь Славян» мы подробно обсуждаем радиоуглеродную датировку Плащаницы. Оказывается, что, исходя из полученных во всех трех лабораториях результатов измерений, наиболее вероятной Датой является вторая половина XII века.
Датировка Плащаницы XI–XIII веками у многих вызвала ощущение шока. «В сентябре 1988 года… появилось сообщение, что анализ БЕССПОРНО ДАТИРОВАЛ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ ПЛАЩАНИЦЫ ПРИМЕРНО ТЫСЯЧЕЛЕТИЕМ ПОЗЖЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ДАТЫ СМЕРТИ ХРИСТА И ДАЖЕ ЕСЛИ ПЛАЩАНИЦА ДАТИРОВАНА XI ВЕКОМ» [46], с. 25. Далее автор [46] уходит от обсуждения этой датировки и начинает обсуждать, подлинно или нет изображение Христа на Плащанице.
В чем дело? Естественно, напрашиваются следующие выводы:
1) либо Туринская Плащаница — фальсификат,
2) либо ошибки радиоуглеродного датирования могут досстигать многих сотен или даже тысяч лет,
3) либо Туринская Плащаница — подлинник, но датируемый не I веком н. э., а XI–XIII веками н.э
Но тогда возникает уже совсем другой вопрос: в каком веке жил Христос? Может быть, действительно в XII веке (как мы утверждаем)?
Как мы показали в книге «Царь Славян», радиоуглеродная датировка Плащаницы эпохой XII века н. э. согласуется с другими полученными нами независимыми датировками времени Христа. Согласно нашим исследованиям, Христос род вероятнее всего, в 1152 году и был распят в Царь-Граде в 1185 году. Сразу скажем, что наше отношение к результатам радиоуглеродных датировок весьма критическое (причины подробно обсудим ниже). Однако в случае с датировкой Плащаницы дело обстоит по-другому. Образцы ее ткани были независимо исследованы в нескольких различных лабораториях что позволяет опираться на полученные при этом результат измерений с достаточной долей уверенности.
Радиоуглеродная датировка Туринской Плащаницы XI–XIII веками вызвала большое беспокойство у историков. Сразу же начались попытки оспорить полученный физиками результат. Например, А. Агуреев, корреспондент ИТАР-ТАСС, сообщил из Нью-Йорка в 1998 году (опубликовано в газете «Гудок» от 4 апреля 1998 года), что радиоуглеродная датировка Плащаницы «целиком противоречит библейским легендам. Однако, по мнению ученых Техасского университета, их итальянские коллеги НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПРИМЕНЯТЬ СИСТЕМУ УГЛЕРОДНОГО АНАЛИЗА». Дело якобы в том, что Плащаница могла в XI–XIII веках «покрыться грибком», который мог исказить радиоуглеродную датировку. «Однако у ученых нет возможности проводить дальнейшие исследования, поскольку Католическая церковь не только отказалась предоставить большее число образцов, но даже заставила вернуть все те, что находились в их распоряжении» (там же).
Когда радиоуглеродное датирование Туринской Плащаницы дало результаты, полностью расходящиеся со скалигеровской датировкой жизни Христа, внимание общественное вновь было привлечено к радиоуглеродному методу. В связи этим с целью защитить скалигеровскую датировку Туринской Плащаницы были обнародованы важные новые факты, усиливающие и без того серьезные сомнения в правильности при применения идеи радиоуглеродного датирования для целей исторической хронологии. Приведем критический материал, собранный на эту тему сторонниками скалигеровской версии датировки жизни Христа [358]. Публикация [358] принадлежит перу о. Глеба Каледы, крупного ученого-теолога, профессора, доктора наук. Критический материал см. также в [717].