Получение явных знаний из данныхСтраница 1
Одной из главных загадок мышления является то, как из совокупности данных об объекте, появляется знание о нем. До недавнего времени наибольшим достижением в области искусственного интеллекта являлось либо воспроизведение логики человека-эксперта (классические экспертные системы), либо построение регрессионных зависимостей и определение степени зависимости одних параметров от других.
С другой стороны, одним из основных недостатков нейронных сетей, с точки зрения многих пользователей, является то, что нейронная сеть решает задачу, но не может рассказать как. Иными словами из обученной нейронной сети нельзя извлечь алгоритм решения задачи. Таким образом нейронные сети позволяют получать неявные знания из данных.
В домашнем задании I Всесоюзной олимпиады по нейрокомпьютингу, проходившей в мае 1991 года в городе Омске, в исследовательской задаче участникам было предложено определить, как нейронная сеть решает задачу распознавания пяти первых букв латинского алфавита (полный текст задания и наиболее интересные варианты решения приведены в [47]). Это была первая попытка извлечения алгоритма решения задачи из обученной нейронной сети.
В 1995 году была сформулирована идея логически прозрачных сетей, то есть сетей на основе структуры которых можно построить вербальное описание алгоритма получения ответа. Это достигается при помощи специальным образом построенной процедуры контрастирования.
Построение логически прозрачных сетей
Рис. 2. Набор минимальных сетей для решения задачи о предсказании результатов выборов президента США. В рисунке использованы следующие обозначения: буквы «П» и «О» — обозначают вид ответа, выдаваемый нейроном: «П» — положительный сигнал означает победу правящей партии, а отрицательный — оппозиционной; «О» — положительный сигнал означает победу оппозиционной партии, а отрицательный — правящей;
Зададимся классом сетей, которые будем считать логически прозрачными (то есть такими, которые решают задачу понятным для нас способом, для которого легко сформулировать словесное описания в виде явного алгоритма). Например потребуем, чтобы все нейроны имели не более трех входных сигналов.
Зададимся нейронной сетью у которой все входные сигналы подаются на все нейроны входного слоя, а все нейроны каждого следующего слоя принимают выходные сигналы всех нейронов предыдущего слоя. Обучим сеть безошибочному решению задачи.
После этого будем производить контрастирование в несколько этапов. На первом этапе будем удалять только входные связи нейронов входного слоя. Если после этого у некоторых нейронов осталось больше трех входных сигналов, то увеличим число входных нейронов. Затем аналогичную процедуру выполним поочередно для всех остальных слоев. После завершения описанной процедуры будет получена логически прозрачная сеть. Можно произвести дополнительное контрастирование сети, чтобы получить минимальную сеть. На рис. 2 приведены восемь минимальных сетей. Если под логически прозрачными сетями понимать сети, у которых каждый нейрон имеет не более трех входов, то все сети кроме пятой и седьмой являются логически прозрачными. Пятая и седьмая сети демонстрируют тот факт, что минимальность сети не влечет за собой логической прозрачности.
Получение явных знаний
После получения логически прозрачной нейронной сети наступает этап построения вербального описания. Принцип построения вербального описания достаточно прост. Используемая терминология заимствована из медицины. Входные сигналы будем называть симптомами. Выходные сигналы нейронов первого слоя — синдромами первого уровня. Очевидно, что синдромы первого уровня строятся из симптомов. Выходные сигналы нейронов k — о слоя будем называть синдромами k — о уровня. Синдромы k — о первого уровня строятся из симптомов и синдромов более низких уровней. Синдром последнего уровня является ответом.
В качестве примера приведем интерпретацию алгоритма рассуждений, полученного по второй сети приведенной на рис. 2. Постановка задачи: по ответам на 12 вопросов необходимо предсказать победу правящей или оппозиционной партии на выборах Президента США. Ниже приведен список вопросов.
Другое по теме
ПЯТИЛЕТКА ПЫШНЫХ ПОХОРОН
4 факультет изменился. Те энтузиасты-идеалисты, которые
закладывали его основу в начале 60-х годов, уже состарились и отошли от дел.
Зато больше стало «хороших военных», чем-то похожих на наше Чудо. После
переезда на МУЦ тихая ...