14. Тайна Джордано из НолыСтраница 1
Да, тайна.
Сделал вывод матерый оперативник Мимикьянов, по профессиональной привычке почти автоматически замечая в имеющихся свидетельских показаниях современников Джордано из Нолы, а также последующих историков многочисленные нестыковки и противоречия.
Например: сторонник строгой логики в философии и вообще рационального мышления философ Джордано Бруно почему-то слыл среди своих современников отпетым магом и волшебником.
Хотя никогда в жизни не занимался ни алхимией, ни созданием философского камня, способного превращать свинец в золото, ни лечением смертельных недугов, ни вызыванием духов, ничем, относящимся к сверхъестественному миру чародейства и колдовства. Он всегда смеялся над всем этими вещами.
И тем не менее, если бы образованного горожанина средневековой Европы спросили, кто такой Джордано Ноланец, он бы не задумываясь ответил: «Самый великий маг и волшебник!»
Именно, как великого мага и волшебника, а не ученого-философа его пригласил в Венецию богатый купец Мочениго. Правда, формально целью приглашения являлось желание негоцианта прослушать курс логики и математики. Но почти с первых дней занятий, он стал просить философа выдать ему некую великую тайну, обеспечивающую власть над миром. Когда же Бруно сделать это оказался, объяснив, что не знает такой тайны, купец написал донос в Инквизицию. В нем он обвинил своего учителя в страшном преступлении – ереси, то есть отрицании основных принципов католической веры. Это и стало причиной ареста Джордано Бруно.
Но тут снова – непонятная странность.
Арестован Джордано был совсем не представителями Папы Римского, а Инквизицией республики Венеция. Она Папе не подчинялась и давно уже, не арестовывала людей по обвинению в неверном толковании Священного писания. Фактически инквизиция республики Венеция давно уже превратилась в государственную службу безопасности, имевшую только одну цель – пресечь покушения на устойчивость Великой Венецианской республики. Вопросы веры ей давно уже были совершенно безразличны. Дожордано Бруно был едва ли не единственным человеком, арестованным в Венеции за преступление против Веры после многих лет полного отсутствия подобных прецедентов.
Почему вдруг для Ноланца было сделано такое исключение?
Непонятно.
Дальше, все еще страннее.
Никто из вызываемых свидетелей, обвинения коварного купца Мочениго не подтверждают. Напротив, характеризуют Бруно, как искренне верующего человека. Во всех подобных случаях, ранее всегда следовало немедленное освобождение заключенного и снятие с него всех подозрений.
Но в случае с Бруно ничего подобного почему-то не происходит!
Инквизиция Венеции почему-то уже по своей инициативе пытается найти новых свидетелей. Прежде она вообще никогда так не поступала. «Мы не ищем, мы только проверяем!» – любили повторять Прокураторы республики.
Но впервые за десятилетия Венецианский трибунал сам ищет свидетелей!
Но свидетелей преступных высказываний Джордано не находится.
Таким образом, никаких, хоть сколько-нибудь серьезных улик, у обвинения нет.
Следствие замирает само собой по причине отсутствия обвинительного материала.
Но, как это ни удивительно, Бруно все равно не освобождают!
Шесть месяцев его держат «под свинцом» – на башне Дворца Дожей в каморке под свинцовой крышей. У майора складывалось впечатление, что вопросы веры следствие вообще не интересовали. В голову невольно закрадывалась мысль: странствующего философа держат за решеткой, чтобы что-то от него получить или выведать. Скажем, ту же неизвестную тайну, что хотел узнать и затащивший Бруно в Венецию купец Мочениго.
Вообще, вся эта история с приглашением Ноланца в Венецию для проведения за высокий гонорар индивидуальных занятий, а затем арест по доносу, с точки зрения профессионального оперативника, каким являлся майор Мимикьянов, очень напоминала, современную стандартную операцию спецслужб. Очень похожую на те, о которых им рассказывали на лекциях в Новосибирской спецшколе. Ее цель – заманить Ноланца в руки госбезопасности могучей торговой республики. Заманить, чтобы узнать от него Нечто.
Другое по теме
Доказательство от противного
Узоры математика, как и узоры художника или узоры поэта,
должны быть красивы; идеи, как и краски или слова, должны сочетаться
гармонически. Красота является первым критерием: в мире нет места для
безобразной математики.
Г. Г. ...