Город ЧереповецСтраница 1
Слух о раннем отходе из Углича подтвердился. Начальство рассчитывало за двое суток сделать рывок и добраться до Шексны. Тогда мы могли пройти к Архангельску не Волго-Балтом, а коротким путем – Шексна – Сухона – Северная Двина. Главное, было побыстрее проскочить по Сухоне, пока она еще несет остатки паводка и не обнажились опасные жарким летом перекаты.
Нас разбудили в половине шестого. Я сразу бросился в Корожечну, надеясь, что это поможет отогнать сон. Но еще и сотни метров не отплыл, как повариха закричала с кормы:
– Вертайся скорее. Позавтракать не успеешь, снимаемся.
Ели наспех. Впрочем, из-за раннего подъема все жаловались, что и есть не хочется. Старпом и вовсе на завтрак не явился. Черный, опухший, с синяками в подглазьях, с ободранной щекой, он мотался по палубе, не находя себе места. Чувствовалось, что одно только у него желание – опохмелиться. Но на это нечего было рассчитывать. Предстоял многочасовой переход.
После завтрака, отозвав Герку, старпом спросил:
– Ты после бритья одеколонишься?
– Ага.
– Пузырек, небось, только почал?
– Самую малость.
– Дай мне!
Герка заржал:
– Лучше не брейся! У тебя руки пляшут. Изрежешься.
– Да нет, я внутрь.
– Паровозик гонять?
– А что? Компанию составишь?
– Нет, я пас. Да и не тянет на опохмелку.
– Тогда пошли, угостишь.
– Только у меня не одеколон – огуречная жидкость.
– Вот и хорошо – сразу с закусью.
Минут через пять они вернулись на палубу. Старпом выглядел чуть посвежевшим. И тут с флагмана караванный объявил в мегафон:
– На судах! Приготовься к отходу. Запустить машины. Первым снимается капитан Пожалостин. Борис Викторович! Выходите в Волгу и ждите нас. При подходе остальных судов караван выстраивается по ордеру.
Герка бросился запускать двигатель. Старпом сказал мне:
– Юра! Сам управься с швартовкой. Болею!
Я сбежал на берег, отдал заведенный за черемуховые стволы конец, закинул его на палубу. Теплоход все еще стоял носом на мели, потому я спокойно проскочил на судно по трапу, а потом затянул его на борт.
Капитан сунул голову в люк машинного отделения, крикнул Герке:
– Двигатель готов?
Видимо, ответ был положительный. Пожалостин позвал старпома:
– Анатолий Васильич! Сейчас отойдем, вставайте на вахту. Я ведомостями хочу заняться, понимаете…
Мне показалось, что капитан распорядился так нарочно из воспитательных целей, чтобы проучить старпома за вчерашнее.
Находиться в компании Герки и Халина не хотелось. Потому я, вопреки обыкновению, в рубку не пошел, а занялся приборкой – сложил концы на носу и корме, поправил брезент на шлюпках, принялся драить палубу. Но как только капитан ушел из рубки, старпом позвал меня.
– Сэр! – сказал он, через силу улыбаясь. – Не считаете ли вы, что пора осваивать штурвал?
– Ты же знаешь – я об этом не раз просил.
– Ну вот и вставай. Здесь широко, авось не угробишь корвет. А меня ножки не держат. Притащи-ка, Герка, что-нибудь, на чем сидят.
– А реверс?
– Да постою минуту, что ты дрейфишь?
Мне старпом сказал:
– Вон створы видишь? На них и держи. Особо не дергай. И все будет о’кей.
Герка принес табуретку. Старпом пристроил ее у задней переборки и сел.
– Шезлонг, – съехидничал я, – как в парусном флоте.
Старпом пропустил шпильку мимо ушей.
– Последи за ним! А если что, пхни меня посильнее, – приказал он Герке и закрыл глаза.
Впервые в жизни я сжимал в ладонях полированные ручки штурвала. Несколько минут только сжимал. Халин вывел судно точно по прорези створных знаков, и поправлять его было не нужно. Потом я увидел, как нос «омика» начинает медленно отворачиваться от прорези, и сильно крутанул штурвальное колесо.
– Мягче перекладывай! – рявкнул Герка.
Но носовая мачта уже проскочила прорезь и стала круто уходить влево. Герка отодвинул меня от штурвала, несколькими точными движениями выправил «омик».
– Вот, – сказал он. – Старайся не рыскать. Чуток сюда, чуток туда. Так и елозь. Корвет руля хорошо слушается.
Я схватил колесо одеревенелыми руками. Первая неудача обескуражила. Да и вообще с двигательной памятью у меня неважно. Автоматизм реакций вырабатывается много медленнее, чем у среднего человека. Мне важно точно представить себе логическую связь между каждым моим движением и его результатом. Как только в дело вступает логика – тут моя стихия. Мне проще сотни раз проиграть в мозгу ту или иную ситуацию, чем бездумно скопировать только что показанное движение. Вот и теперь я стал анализировать соответствия угла поворота штурвального колеса и угла перемещения носа судна. Для нормального человека столь сложный анализ в общем-то простого действия выглядел бы нелепо, напомнил бы ответ пожилого джентльмена из знаменитого английского анекдота. Его спрашивают, как он сумел быстро посчитать, сколько овец в стаде. Джентльмен отвечает: «О, это очень просто – надо пересчитать ноги, а потом разделить на четыре». Но я понял, что без соотношения углов руль мне не освоить. Нос «омика» стал отходить вправо. Я двинул руль градусов на пять. Засек, насколько переместился нос. Еще двинул, еще засек.
Другое по теме
Метод конечных разностей или метод сеток
Значительнаое
число задач физики и техники приводят к дифференциальным уравнениям в частных
прозводных (уравнения математической физики). Установившиеся процессы различной
физической природы описываются уравнениями элли ...