Глобальные и локальные оценкиСтраница 1
В предыдущих разделах был рассмотрен ряд оценок. Эти оценки обладают одним общим свойством — для вычисления оценки по примеру, предъявленному сети, достаточно знать выходной вектор, выданный сетью при решении этого примера, и правильный ответ. Такие оценки будем называть локальными. Приведем точное определение.
Определение
. Локальной называется любая оценка, являющаяся линейной комбинацией произвольных непрерывно дифференцируемых функций, каждая из которых зависит от оценки только одного примера.
Использование локальных оценок позволяет обучать сеть решению как отдельно взятого примера, так и всего обучающего множества в целом. Однако существуют задачи, для которых невозможно построить локальную оценку. Более того, для некоторых задач нельзя построить даже обучающее множество. Использование нелокальных оценок возможно даже при решении задач классификации.
Приведем два примера нелокальных оценки.
Кинетическая оценка для задачи классификации
. Пусть в обучающее множество входят примеры k классов. Требуется обучить сеть так, чтобы в пространстве выходных сигналов множества примеров разных классов были попарно линейно разделимы.
Пусть сеть выдает N выходных сигналов. Для решения задачи достаточно, чтобы в ходе обучения все точки в пространстве выходных сигналов, соответствующие примерам одного класса, собирались вокруг одной точки — центра концентрации класса, и чтобы центры концентрации разных классов были как можно дальше друг от друга. В качестве центра концентрации можно выбрать барицентр множества точек, соответствующих примерам данного класса.
Таким образом, функция оценки должна состоять из двух компонентов: первая реализует притяжение между примерами одного класса и барицентром этого класса, а вторая отвечает за отталкивание барицентров разных классов. Обозначим точку в пространстве выходных сигналов, соответствующую m- му примеру, через αm , множество примеров i- го класса через Ii , барицентр точек, соответствующих примерам этого класса, через Bi (
), число примеров в i- ом классе через |Bi |, а расстояние между точками a и b через
. Используя эти обозначения, можно записать притягивающий компонент функции оценки для всех примеров i- го класса в виде:
Функция оценки HPi обеспечивает сильное притяжение для примеров, находящихся далеко от барицентра. Притяжение ослабевает с приближением к барицентру. Компонент функции оценки, отвечающий за отталкивание барицентров разных классов, должен обеспечивать сильное отталкивание близких барицентров и ослабевать с удалением барицентров друг от друга. Такими свойствами обладает гравитационное отталкивание. Используя гравитационное отталкивание можно записать второй компонент функции оценки в виде:
Таким образом, оценку, обеспечивающую сближение точек, соответствующих примерам одного класса, и отталкивание барицентров, можно записать в виде:
Вычислим производную оценки по j- му выходному сигналу, полученному при решении i -го примера. Пусть i- ый пример принадлежит l- му классу. Тогда производная имеет вид:
Эту оценку будем называть кинетической. Существует одно основное отличие этой оценки от всех других, ранее рассмотренных, оценок для решения задач классификации. При использовании традиционных подходов, сначала выбирают интерпретатор ответа, затем строят по выбранному интерпретатору функцию оценки, и только затем приступают к обучению сети. Для кинетической оценки такой подход не применим. Действительно, до того как будет закончено обучение сети невозможно построить интерпретатор. Кроме того, использование кинетической оценки, делает необходимым обучение сети решению всех примеров обучающего множества одновременно. Это связанно с невозможностью вычислить оценку одного примера. Кинетическая оценка, очевидно, не является локальной: для вычисления производных оценки по выходным сигналам примера необходимо знать барицентры всех классов, для вычисления которых, в свою очередь, необходимо знать выходные сигналы, получаемые при решении всех примеров обучающего множества.
Интерпретатор для кинетической оценки строится следующим образом. Для построения разделителя i- го и j- го классов строим плоскость, перпендикулярную к вектору (Bi-Bj ). Уравнение этой плоскости можно записать в виде
Другое по теме
Учитель
Этот компонент не является столь универсальным
как задачник, оценка или нейронная сеть, поскольку существует ряд алгоритмов
обучения жестко привязанных к архитектуре нейронной сети. Примерами таких
алгоритмов могут служить обуч ...